ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ
НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА ИМ. М. ГОРЬКОГО
Поиск в электронных каталогах
Поиск
Электронные услуги
Оценка качества
Форма входа
Логин
Пароль

Форма регистрации
Забыли пароль?
Актуально!
Яндекс.Метрика
"Музы русской культуры": выставка периодических изданий
До 15 апреля 2019 года Сектор периодических изданий Волгоградской областной универсальной научной библиотеки им. М. Горького приглашает посетить выставку «Музы русской культуры».

Есть особая категория женщин, вошедших в литературную историю, и не только благодаря тому, что они вдохновляли её творцов… Имя им – МУЗЫ. Выставка посвящена женщинам – женам, подругам, любимым.

Любимые женщины Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Грибоедова, Есенина и других великих и известных людей предстают перед нами во всем великолепии и неоднозначности, в своем увековеченном величии и в своей беззащитности перед скоротечностью любви и красоты…
«Мужчины, как известно, любят глазами. Что уж говорить о тех, кто запечатлел своих возлюбленных на знаменитых полотнах» – пишет Наталья Васильева в статье «Загадка Царевны-Лебедь». Интересен тот факт, что у Михаила Врубеля любовь к женщине пробудил…звук. Этот человек был во многом не похожим на других. Особенно это проявлялось в его творчестве. Одни его работы могли отличаться диким уродством, другие представляли «дивную симфонию гения». Врубель был твердо убежден, что стихии музыки и цвета глубоко родственны. Краски можно научиться слушать, а звуки – видеть. Он был романтиком и свою любовь он узнал по голосу, ещё не разглядев её… Романтическая история знакомства великого гения и русской певицы, сопрано – Надежды Ивановны Забелы опубликована в журналах «Крестьянка» и «Будь здоров».
Васильева Н. Загадка Царевны-Лебедь / Н. Васильева // Крестьянка. – 2009. – № 9. – С. 54–56. – (Чтение: портрет)
Несравненная Забела-Врубель // Будь здоров! – 2014 – № 2. – С. 91–94, 4-я с. обл.– (Портрет жены художника)

Шесть лет ушло у Карла Брюллова на то, чтобы собрать материал и написать полотно площадью почти 30 м. Идеальную «древнеримскую» модель для картины «Последний день Помпеи» нашел он в Италии. Она оказалась россиянкой. Графиня Юлия Самойлова стала для Брюллова совершенным образцом красоты. О взаимоотношениях художника и графини, русской аристократки Юлии Самойловой, ставшей на всю жизнь музой живописца, расскажет статья Наталии Овчинниковой «Клоны любимой».
Овчинникова Н. Клоны любимой // Вокруг света. – 2015. – № 3. – С. 29–31. – (Культурный код)

Об эволюции образа «Прекрасной Дамы» в творчестве Александра Блока повествует работа Владимира Кузина. Общеизвестно, что в ранней юности Блок познакомился с философией и с поэзией Владимира Соловьева. Самого Соловьева он успел повидать только один раз в своей жизни. Когда спустя три года после этой встречи в книжных магазинах появились «Стихи о Прекрасной Даме», Владимира Соловьева – единственного человека, который мог бы понять эти стихи до последней глубины, поддержать своего молодого последователя на трудном пути, уже не было в живых. А литературной элитой России Александр Блок был признан как преемник и даже поэт-наследник пророка Вечной Женственности.
О живом ли человеке из плоти и крови пишет Блок свои стихи? Сначала тайно, а потом и совершенно явно пишет поэт о своей любви к Н. Н. Волоховой. «Снежная маска» посвящена именно ей. Это была тонкая, умная, благородная женщина, которая так и не смогла понять до конца пучин этой любви к ней. Кого любил Блок в ней или сквозь неё?
Кузин В. Прекрасная Дама Александра Блока / В. Кузин // Природа и человек. XXI век. – 2013. – № 10. – С. 67–69. – (Сокровенное)

Современный мир тоже богат на женщин – вдохновительниц, муз, но они уже сами энергичны, смелы, самодостаточны и успешны.
«Жди меня» – у каждого офицера, солдата, генерала в сердце были эти слова. Те самые строчки из известного стихотворения Константина Симонова. С такой мольбой жил на фронте каждый. Она стала легендой 40-х, вместе с Орловой и Ладыниной. Она отличалась от них – сильных и победительных. В ролях и в жизни была естественной и органичной, как мало кто в ту пафосную эпоху. Валентина Серова была артисткой только на сцене. Ей бы и дома немного подыграть, но в жизни она фальшивить не хотела и не умела. «Серова стала образом, портретом поколения женщин на фоне мужчин, уходящих на войну» – заметила в свое время Инна Макарова. Сама актриса желала быть собой и не стремилась быть образом.
Дени А. С тобой и без тебя / А. Дени // Крестьянка. – 2011. – № 5. – С. 70–73. – (Личное: история любви)

Лидия Русланова (от рождения Прасковья Лейкина-Горшенина) – золотая середина русской народной песенной традиции. Её имя заняло место между учительницей Надеждой Плевицкой и Людмилой Зыкиной. О детстве известной певицы, в дальнейшем заслуженной артистки РСФСР, её творчестве и жизни расскажет статья Дениса Бочарова в рубрике «Хранить вечно» журнала «Свой» за октябрь 2015 года. Лидия Русланова была одной из самых популярных исполнительниц в СССР, а её выступления с репертуаром русских народных песен считают эталонными.
Бочаров Д. Не подшиты, стареньки: [к 115-летию со дня рождения Л. Руслановой] / Д. Бочаров // Свой. – 2015 – № 11. – C. 35–37.

Она выбрала профессию по призванию, по любви. Но ведь и профессия выбрала ее. Иначе стали бы славные наставницы, а потом и сама Галина Уланова столь неустанно выращивать её уникальный талант. Она сумела сберечь в своем танце изначальную свежесть и очарование юности. Биография балерины Большого театра, народной артистки СССР Екатерины Сергеевны Максимовой представлена в публикации «Ангельский круг».
Луцкая Е. Ангельский круг /Е. Луцкая // Музыкальная жизнь. – 2009. – № 8. – С. 17–18. – (Память)

Марина Влади – следующая героиня. Она сама создала и сыграла главную и единственную роль в моноспектакле о своей любви «Владимир Высоцкий, или Прерванный полет». Влади буквально живет на сцене воспоминаниями тех трудных 12 лет, которые она провела с бунтарем и бардом из далекой России. Марина Влади – человек театра и кино, посвятившая свою жизнь кинематографу, театру и телевидению.
Тимофеев М. «Колдунья» прилетает из Парижа / М. Тимофеев // Эхо планеты. – 2009. – № 4. – С. 50–51. – (Культура. Театр)

Специфическая природа таланта, художественная стратегия, способ выстраивания взаимоотношений с окружающим миром – все выдавало в ней принадлежность к новому времени, новой профессиональной и творческой реальности. Ее супругом был высокопоставленный функционер от музыки Альгис Жюрайтис. Елена Образцова сформировала образ русской оперной певицы XX – начала XXI века и вошла в историю первой женщиной советской музыкальной сцены – певицей, с вызывающе дерзкой типологией, не имеющей ничего общего с принятым в оперном СССР comme il faut (порядком).
Ренанский Д. Земное величие / Д. Ренанский// Огонек. – 2015. – № 1/2. – С. 42. – (Культура: потеря)

Заповедный напев, заповедная даль.
Свет хрустальной зари, свет, над миром встающий.
Мне понятна твоя вековая печаль,
Беловежская пуща, Беловежская пуща…

Кажется, это песня была всегда. По крайней мере, ее знает каждый, кто родился во второй половине XX века в стране под названием СССР. А автор её – наша прославленная землячка, замечательный композитор и необыкновенная женщина – Александра Николаевна Пахмутова.
Самохин А. Здесь забытый давно наш родительский кров…: к 85-летию Александры Николаевны Пахмутовой /А. Самохин // Свой. – 2013. – № 11. – С. 34–35. – (История одной песни)
Берковская И. Нам знакомая звезда / И. Берковская // Дом Дружбы. – 2013. – № 3. – С. 4–5. – (Лицо с обложки)

Автор нашумевшего произведения «Кремлевские жены» Лариса Васильева в интервью на страницах журнала «Союзное государство» делится с читателями своими мыслями о мужчинах и взаимоотношениях полов: «Жить с мужчиной – это тоже работа ума и сердца, нужна виртуозная игра, обязательно. И самой надо собой что-то представлять, чтоб мужчина к тебе тянулся».
Лариса Васильева: Женщине нужна виртуозная игра / беседовала Д. Шибковская // Союзное государство. – 2017. – № 1/2. – С. 62–64.

Жанна Бичевская, Дарья Донцова, Наталья Гундарева, Тамара Гвердцители, Илзе Лиепа… Список этот бесконечен.
Более подробно познакомиться с этими и многими другими материалами можно на выставке, размещенной в Зале каталогов Волгоградской ОУНБ им. М. Горького, 3-й этаж.
Вход по читательским билетам.
Возрастные ограничения: 12+
Дополнительная информация:
• тел.: (8442) 33–11–48 (Сектор периодических изданий);
• e-mail: periodika.vounb@mail.ru


Комментарии:

Чтобы отправить комментарий
Зарегистрируйтесь или Авторизируйтесь
© Волгоградская областная универсальная научная библиотека им. М. Горького
При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт ВОУНБ им. М. Горького (www.vounb.volgograd.ru) обязательна