Волгоградская областная универсальная
научная библиотека им. М. Горького
21 апреля 2017 г.
Поиск в электронных каталогах
Поиск
Внимание! Опрос!
УвВнимание! Опрос!ажаемые пользователи!
Помогите нам улучшить сайт ВОУНБ им. М. Горького!
Ответьте на наши вопросы>>
Форма входа
Логин
Пароль

Форма регистрации
Забыли пароль?
Календарь
2017 Апрель
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Рассылка
Актуально!
Портал
Яндекс.Метрика
Краеведческий четверг: «Подземелья женских монастырей Волго-Донского края»
Василий Супрун9 марта 2017 года в Волгоградской ОУНБ им. М. Горького состоялось очередное заседание Краеведческих четвергов.
На повестке дня вновь была «подземельная» тема – уже 6-я ее «серия». А поскольку заседание проходило  на следующий день после  женского праздника, активный разработчик и популяризатор темы «Подземелья Царицына-Сталинграда-Волгограда» Сергей Иванов рассказывал о подземельях женских монастырей Волго-донского края.
Речь шла о том, что в Подонье и Поволжье издавна было распространено пещерокопательство, связанное как с разбойничьими традициями укрытий и ухоронок, так и с отшельническими – спасение через труд, пост и молитву в стесненных условиях при недостатке места и света. Очень многие из волгоградцев и жителей нашей области бывали в паломнических поездках по таким обителям, как Усть-Медведицкая Спасо-Преображенская или Каменно-Бродская Свято-Троицкая, ходили по пещерам, выкопанным монашествующими.
Часто подземелья наших обителей рассказчики-экскурсоводы относят чуть ли не к первым векам от Рождества Христова.  Искусственно «удревняют» их и местные.
Так, когда же и как они возникли?
К созданию пещерного комплекса первого из монастырей Усть-Медведицкого (г. Серафимович) приложила руку игуменья Арсения. Она была канонизирована Русской Православной Церковью осенью прошлого года в лике преподобной. К сожалению, мощи ее, скрытые в годы гонений на веру, пока так и не обнаружены. Многие верующие, как и она, молятся  Господу в подземелье у камня с отпечатками ладоней и колен монахинь.
Часто бывают паломники и туристы в подземельях Каменно-Бродского монастыря (сейчас мужского). Входы сюда были укреплены и обустроены. В советские времена во всех монастырских ходах процветала «золотая лихорадка» – люди мечтали найти скрытые ценности. По рассказам старожилов, не все выходили из-под земли наружу – некоторые пропадали, поэтому входы в катакомбы старались взорвать или замуровать. Уже перед перестройкой подземные лабиринты начинали исследовать спелеологи, впрочем, ничего особо не достигшие.
Об этом и многом другом рассказал на Краеведческом четверге Сергей Иванов.
Кроме того, в марте проходят дни православной книги. В связи с этим, на заседании присутствовал многолетний соавтор Сергея Иванова по истории православия на Волгоградской земле, руководитель Царицынского фонда культуры, доктор филологических наук, профессор Василий Иванович Супрун. Он представил свое переиздание (2004 г.) книги Д. Правдина «Исторический очерк Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского девичьего монастыря Донской области», вышедшей в 1885 году и ставшей библиографической редкостью.
К дням православной книги была приурочена и книжная выставка, и мини-викторина с призами.
Вопрос 1:
«Как называется наука, изучающая искусственные пещеры и подземные сооружения?»
Ответ: «Спелестология (исследование рукотворных подземных сооружений: каменоломен, штолен, городских коммуникаций)».
Вопрос 2:
«Какой из наших монастырей самый древний: Спасо-Преображенский, Каменно-Бродский или Свято-Духов?»
Ответ: «Спасо-Преображенский – освящён в 1670 году, Каменно-Бродский Свято-Троицкий – упоминается с 1860 года, Свято-Духов – преобразован из архиерейского подворья в 1908-1911 гг.»
Вопрос 3:
«С какими помещиками теснейшим образом связана история Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря?»
Ответ: «С помещиками Себряковыми. Именно игуменья Арсения (в миру Себрякова) вырыла знаменитые пещеры.»
Вопрос 4:
«С каким мощным родом помещиков тесно связана история Каменно-Бродского монастыря? »
Ответ: «С родом Персидских, которые испросили разрешение на создание этой обители. Петр Иванович Персидский выделил свою землю, а официально землю подарила его жена.»
Телефоны для справок: (8442) 33-20-21 (Сектор социально-досуговой деятельности), 8-902-382-91-62  (Ольга Михайловна Маруга).
             Сергей Иванов              Вопросы не качаются               Подземелье             Вход в катакомбную церковь



Комментарии:

Created by Ulyev
© Волгоградская областная универсальная научная библиотека им. М. Горького
При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт ВОУНБ им. М. Горького (www.vounb.volgograd.ru) обязательна