ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ
НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА ИМ. М. ГОРЬКОГО
Поиск в электронных каталогах
Поиск
Электронные услуги
Оценка качества
Форма входа
Логин
Пароль

Форма регистрации
Забыли пароль?
Актуально!
Яндекс.Метрика
«… И из собственной судьбы я выдергивал по нитке». К 95-летию со дня рождения Булата Шалвовича Окуджавы
Рубрика "Хронограф"
обложка книги«…Исторический роман
сочинял я понемногу,
пробиваясь как в туман
от пролога к эпилогу.

Были дали голубы,
было вымысла в избытке,
и из собственной судьбы
я выдергивал по нитке.
В путь героев снаряжал,
наводил о прошлом справки
и поручиком в отставке
сам себя воображал.

Вымысел - не есть обман.
Замысел - еще не точка.
Дайте дописать роман
до последнего листочка.
И пока еще жива
роза красная в бутылке,
дайте выкрикнуть слова,
что давно лежат в копилке:

каждый пишет, как он слышит.
Каждый слышит, как он дышит.
Как он дышит, так и пишет,
не стараясь угодить...»

Как дышал, так и писал – стихи и прозу, – Булат Окуджава. Процитированный фрагмент стихотворения «Я пишу исторический роман» поэт в 1975 году посвятил, к слову, Василию Аксенову. Свой роман, - и не один, - Окуджава дописал до точки.

В этом году, 9 мая (по другим данным – 10 мая), исполняется 95 лет со дня рождения Булата Шалвовича Окуджавы.

Булат Окуджава родился в Москве, но большую часть детства провел вне белокаменной - в Тифлисе, в Нижнем Тагиле: отец будущего поэта, крупный партийный чин, работал там, куда, как говорится, посылала Партия. В 1937 году отца Булата Окуджавы расстреляли по ложному обвинению. Многие родственники Булата Шалвовича были также репрессированы, некоторые погибли.

В 1940 году Булат Окуджава работал на заводе учеником токаря в Тбилиси. В августе 1942 года ему исполнилось 18 лет, но, не дожидаясь дня рождения, Булат «осаждал» военкомат с просьбой отправить его на фронт. Досрочно его не призвали, но в конце лета 1942 года Окуджава был направлен в 10-й отдельный запасной миномётный дивизион.
Рядовой Окуджава с октября 1942 года воевал на Закавказском фронте, был миномётчиком в кавалерийском полку 5-го гвардейского Донского кавалерийского казачьего корпуса, в декабре того же года был ранен под Моздоком.
С января 1943 года служил в 124-м стрелковом запасном полку в Батуми и позже радистом в 126-й гаубичной артиллерийской бригаде большой мощности Закавказского фронта. Демобилизован по состоянию здоровья в марте 1944 года в звании гвардии рядового.

После демобилизации вернулся в Тбилиси. В июне 1944 года получил аттестат о среднем образовании. В 1945 поступил на филологический факультет Тбилисского университета.

Получив в 1950 году диплом, два с половиной года работал учителем в Калужской области.

Еще на фронте он начал сочинять песни. Стихи Окуджавы впервые появились в гарнизонной газете Закавказского фронта «Боец РККА» под псевдонимом А. Долженов.

Уже работая в Калужской области, Окуджава сотрудничал с газетой «Молодой ленинец», а в 1956 году выпустил свой первый сборник «Лирика».

В этом же году, после реабилитации обоих родителей и XX съезда КПСС, Окуджава вступил в партию. В 1959 переехал в Москву и активно начал выступать со своими песнями. Популярность пришла быстро, ее принесли такие песни, как «На Тверском бульваре», «Песенка о Лёньке Королёве», «Песенка о голубом шарике», «Сентиментальный марш», «Песенка о полночном троллейбусе», «Не бродяги, не пропойцы», «Московский муравей», «Песенка о комсомольской богине».

Уже в 60-е годы Булат Окуджава стал тем, кем по праву считается сегодня: одним из «трех китов» авторской песни. «Если брать наших самых крупных поэтов-песенников, то есть Окуджаву, Галича и Высоцкого, я лично вижу Высоцкого на первом месте», - сказал как то Андрей Синявский. А сам Высоцкий называл Окуджаву своим духовным учителем… (И просим прощения у Юрия Визбора, которого многие считают «третьим китом», определяя место Высоцкого за рамками авторской песни).

В 1961 году в Харькове состоялся первый в СССР официальный вечер авторской песни Булаты Окуджавы. В 1962 году он впервые появился на экране в фильме «Цепная реакция», в котором исполнил песню «Полночный троллейбус».

Кинематограф, - в общей сложности песни Окуджавы и на его стихи звучат в более чем 80 фильмах, - и магнитофон превратили Окуджаву в кумира советской и, к слову, эмигрантской интеллигенции.

Булат Окуджава, член Союза писателей, член КПСС, фронтовик; бард, не имевший конфликтов с властью, «покорил» не только «неподконтрольные» магнитофонные бобины, но и официальный «винил»: пластинки поэта стали выходить в СССР с 70-х годов.

Кроме, как на собственные стихи, Окуджава написал ряд песен на стихи польской поэтессы Агнешки Осецкой (она известна также и своей прозой), которые сам перевёл на русский язык. Вместе с композитором Исааком Шварцем Окуджава создал 32 песни. Наиболее известные среди них — песня «Ваше благородие, госпожа Удача», песенка кавалергарда из кинофильма «Звезда пленительного счастья», романс «Любовь и разлука» из фильма «Нас венчали не в церкви» и другие.

Несмотря на то, что большинству жителей СССР Булат Окуджава был известен именно как бард, он всегда немало писал и прозы, и отнюдь не «в стол»: его книги выходили.

Одним из первых опубликованных произведений Окуджавы стала автобиографическая повесть «Будь здоров, школяр». Повесть в 1961 году нашла место в альманахе «Тарусские страницы». Однако, как мы писали ранее, «Страницы» хоть и не содержали никакой критики советской жизни, но издание альманаха было признано ошибкой на уровне ЦК КПСС, главный редактор издательства был уволен, директор получил строгий выговор…

Возможно, именно поэтому достаточно осторожный Булат Окуджава позже отказался на предложение друзей опубликоваться в альманахе «МетрОполь».

С другой стороны, Окуджаве, если уж говорить откровенно, не было нужды участвовать в неофициальных литературных проектах: наряду со сборниками поэзии, выходившими с конца 50-х годов, у Булата Шалвовича выходили и книги прозы. Так, пьеса «Глоток свободы» - в 1966-ом году, повесть для детей «Фронт приходит к нам» в 1967-ом, «Бедный Авросимов» (в некоторых последующих изданиях — «Глоток свободы») – в 1969-ом, «Похождения Шипова, или Старинный водевиль» — в 1975-ом, «Прелестные приключения» — в 1971, «Путешествие дилетантов» — в 1979-ом, «Свидание с Бонапартом» — в 1985-ом, «Девушка моей мечты» — в 1988-ом, «Искусство кройки и шитья» — в 1990-ом, «Приключения секретного баптиста» — в 1991-ом, «Заезжий музыкант» — в 1993-ом, «Упразднённый театр» — в 1995-ом…

Критик Игорь Золотусский говорил, что Окуджава в своей прозе «виртуозно переписывает и копирует булгаковскую эксцентрику». Впрочем, критика далеко не всегда лестно отзывалась о прозе Окуджавы. Например, сурово «разгромил» роман «Свидание с Бонапартом» писатель Юрий Нагибин: «Прочёл роман Булата Окуджавы «Свидание с Бонапартом». Странное впечатление. Написано, несомненно, умным и талантливым человеком, а что-то не получилось. Раздражает его кокетливая игра с языком, который он недостаточно знает. Но дело не в этом, среднехороший редактор без труда устранил бы все огрехи. Он не может выстроить характер. Все герои сшиты из ярких лоскутьев, словно деревенское одеяло, ни одного не ощущаешь как живой организм, и налиты они клюквенным соком, не кровью. Много хороших описаний, превосходных мыслей, органично введённых в ткань повествования, а ничего не двигалось в душе, и самоубийство героя не только не трогает, а вызывает чувство неловкости – до того оно литературно запрограммировано. Так много написать – и ни разу не коснуться тёплой жизни!..». 

Нагибин не был одинок в своих суждениях. С другой стороны, критик и литературовед Алла Латыгина справедливо заметила: «анализировать прозу Окуджавы с помощью привычного литературоведческого инструментария как-то скучно». С «легкой руки» Латыниной и другие стали называть исторические романы Окуджавы «фантазиями»…

…Критики критиковали, а Окуджава писал, как дышал. И как признавался сам - «об умении прощать, помнить, любить, ценить дружеское расположение и уважать личность».

… Два десятка книг прозы, почти столько же сборников стихов, более десятка виниловых пластинок, киносценарии, награды, членство, интервью … Булат Окуджава был Признан, Востребован, Знаменит. И остается таковым.

Добавим, всех любителей поэзии и поклонников авторской песни Волгоградская ОУНБ им. Горького приглашает 12 мая в 15.00 часов на литературно-музыкальный вечер, посвящённый 95-летию со дня рождения Булата Окуджавы «Я знаю этот мир не понаслышке...». В этот вечер песни и стихи Булата Шалвовича прозвучат в исполнении Оксаны Мельниковой, Ксении Магнитской, Анастасии и Дарьи Луговкиных. А профессор ВГСПУ Надежда Тропкина расскажет о литературной традиции в творчестве Окуджавы.

При подготовке публикации использованы материалы ВОУНБ им. М Горького.



Комментарии:

Чтобы отправить комментарий
Зарегистрируйтесь или Авторизируйтесь
© Волгоградская областная универсальная научная библиотека им. М. Горького
При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт ВОУНБ им. М. Горького (www.vounb.volgograd.ru) обязательна