ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ
НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА ИМ. М. ГОРЬКОГО
Поиск в электронных каталогах
Поиск
Форма обратной связи
Остались вопросы?
Задайте их нам!

Электронные услуги
Оценка качества
Форма входа
Логин
Пароль

Форма регистрации
Забыли пароль?
Актуально!
Яндекс.Метрика
«Я вынужден вечно творить! Даже Господь Бог творил всего шесть дней». К 220-летию со дня рождения Оноре де Бальзака
Рубрика "Хронограф"
обложка книги«Детски-наивный и могучий, искренний и в скромности своей, и в бахвальстве, верящий в себя и других, очень экспансивный, очень добрый и безрассудный, и положительный, и фантазер свыше всяких мер, доверчивый и скептик, полный противоречий и загадочный – таким был Бальзак, тогда еще молодой…». Так отозвалась о своем знаменитом соплеменнике Жорж Санд (настоящее имя — Амандина Аврора Люсиль Дюпен).

В этом году 20 мая исполняется 220 лет со дня рождения Оноре де Бальзака, автора серии романов и повестей «Человеческая комедия», и хрестоматийного примера писательской работоспособности и усидчивости.

«… Он берет современное общество мертвой хваткой… Он копается в пороке, он разымает страсть. Его скальпель проникает в человека, в душу, в сердце… в пропасть, которую каждый носит в себе. И вот… Бальзак после этих страшных трудов, приводивших Мольера к меланхолии и к мизантропии – Руссо, выходит улыбающийся и светлый». Эти слова Виктора Мари Гюго взяты на вооружение большинством исследователей творчества Бальзака, называемого с их легкой руки одним из основоположников реализма в европейской литературе.

Многотомная «картина нравов», череда романов и новелл объеденных автором в цикл из трех частей «Человеческая комедия» развернула картину Франции в «полный рост», охватив все сословия, все общественные состояния, все социальные институции. «Человеческая комедия» сделала автора одним из величайших прозаиков XIX века, чье творчество повлияли на таких «столпов», как Чарльз Диккенс, Фёдор Достоевский, Эмиль Золя, Уильям Фолкнер и многих других.

И биография, – в значительной степени мифологизированная и «обросшая» анекдотами, - и художественные достоинства каждой из написанной Бальзаком строчки хорошо изучены не одним поколением исследователей.

Даже те, кто не просиживал долгие часы в интеллектуальном блаженстве с томиком Бальзака в руках, как минимум, наслышаны о его «Гобсеке» «Шагреневой коже»… И в курсе, что писатель выпивал по 50 чашек кофе (без молока!) в сутки (по другим источникам – 20), а также предпочитал творить при свечах в наглухо запертой, с занавешенными окнами, комнате. И в халате.

Стремление жить достойно на литературные заработки превратило Бальзака в трудоголика, способного писать по 18 часов подряд. С другой стороны, известно, что писатель был не чужд светским развлечениям. А что касается заработков – неуемная фантазия заставляла писателя бросаться в различные коммерческие предприятия, как правило, завершавшиеся фиаско. Так, что, будучи знаменитым, он так и не стал богатым. А его «беготня» и «прятки» «от» и «с» кредиторами также известны, как и знаменитый многолетний «адюльтер в письмах», завершившийся коротким браком с полячкой и российской подданной Эвелиной Ганской…

К слову, кумир женщин-читательниц, Бальзак никогда не чурался из общества и был щедр на знаки внимания им… однако очень дорожил своей «мужской силой», полагая, что расход ее приносит урон мозговой активности. Считается достоверным фактом, что Бальзак однажды заявил Александру Дюма — сыну, что «ночь любви» стоит «половины тома». А в целом, как приписывают ему, Бальзак говорил: «ни одна живая женщина не стоит двух томов в год».

Произведения Бальзака пользовались огромной популярностью и в России. В 1844 году в журнале «Репертуар и пантеон» был опубликован перевод «Евгении Гранде» Оноре де Бальзака — первая в истории русскоязычная версия этого романа. Публикация была анонимной, и о том, что автор — Достоевский, стало известным из переписки последнего с братом Михаилом. Петербургская критика не отреагировала на перевод Бальзака, и сам Достоевский не афишировал свой первый литературный труд (перевод был очень-очень вольным) и, напротив, подчеркивал, что «Бедные люди» — его первая работа.

Однако, на закате своей жизни, и особенно после своей смерти в 1850 году, Бальзак волновал умы русских читателей чрезвычайно сильно. Виссарион Белинский писал: «Посмотрите на Бальзака: как много написал этот человек, и, не смотря на то, есть ли в его повестях хотя бы один характер, хотя одно лицо, которое бы сколько-нибудь походило на другое? О, какое непостижимое искусство обрисовывать характеры со всеми оттенками их индивидуальности!».

Советский и российский литературовед, член-корреспондент РАН, доктор филологических наук Андрей Дмитриевич Михайлов в статье «Русский Бальзак»: «юбилейный», «приспособленный» - и настоящий» написал:

«Бальзак очень быстро нашел в России своего читателя, читателя не всегда с ним соглашавшегося, с ним спорившего, иногда на него негодовавшего, но неизменно внимательного и заинтересованного. Поэтому в "русской судьбе" Бальзака были свои кульминационные моменты, которые чередовались с более "спокойными" десятилетиями.
Пожалуй, самым интересным, ярким, богатым на противоречивые, взаимоисключающие оценки был первый этап - 30-е и отчасти 40-е годы XIX столетия, то есть прижизненная слава, прижизненная хула и хвала. В 30-е и 40-е годы восприятие в России произведений Бальзака и современной ему французской литературы, что вполне естественно, было неразрывно связано с собственно российской литературной обстановкой, со столкновением и живой борьбой мнений, вкусов, идейных и художественных позиций. Быстро став реальным фактом русской литературной жизни, жизни сегодняшней и сиюминутной, Бальзак никого не мог оставить равнодушным. Можно сказать, что отношение к Бальзаку и его "школе" (определение достаточно условное и даже неверное, но тогда почти общепринятое) являлось как бы лакмусовой бумажкой, с помощью которой можно было составить довольно точное представление о системе взглядов того или иного литератора или даже просто читателя. Поэтому мы вряд ли должны видеть в пестроте оценок, в невнятице суждений что-либо парадоксальное: это было живым восприятием чужой литературы, непрерывно и неизбежно соотносимое с тем, что происходило дома, что здесь волновало и интересовало».

Несколько фактов и мифологизированных факто из биографии Оноре де Бальзака – выбирали наиболее малоизвестные:

- В двадцать лет Бальзак купил мраморный бюст императора Наполеона и пообещал себе непременно стать великим «Наполеоном в литературе».

- Особенно популярен писатель среди женщин, благодарных ему за проникновение в их психологию. В этом Бальзаку помогла его первая возлюбленная, замужняя женщина старше его на 22 года, Лора де Берни.

- Бальзак в начале своего «пути наверх» брался за любую работу, писал романы, которые издавались под чужими именами. Несколько романов с захватывающим сюжетом он опубликовал под своим псевдонимом Орас де Сент-Обен. Бальзак даже является автором сборника светского этикета.

- За два года, на протяжении которых родители согласились его содержать, Бальзак не добился никаких серьезных успехов и был вынужден переехать в родительский дом в Вильпаризи. Именно в этот период он опубликовал под псевдонимом несколько легковесных женских романов и радовался своим финансовым успехам. Однако скоро потерпел «свое Ватерлоо»: роман «Аннета и преступник» с треском разгромили на страницах журнала. Та же участь постигла новое издание «Последней феи». Тогда Бальзак придумал тайное общество и назвал его «Красный конь» - в честь дешевого ресторана, где он провел первое заседание. Целью общества, членами которого были литераторы, друзья Бальзака, было проникать в разные газеты и жюри, писать друг о друге положительные статьи, продвигать друг друга во Французскую академию, награждать друг друга медалями, и в конце концов всем обществом разбогатеть и добиться признания. Дальше совместных пирушек и проталкивания хвалебных статей о самом Бальзаке дело не пошло.

- Однажды Бальзак написал 15 тысяч слов за ночь. «Я вынужден вечно творить! — расстраивался писатель. — Даже Господь Бог творил всего шесть дней».

- В 1837 году Бальзак купил земли в Севре, к юго-западу от Парижа, где собирался выращивать овощи, завести коров и снабжать молочными продуктами окрестных потребителей, делать вино. Однако его имение оставалось в разрухе и грязи. Стены дома, в котором он жил, были голыми, и Бальзак писал на них углем: «Здесь обюссонский гобелен», «Здесь двери в трианонском стиле», «Здесь потолок, расписанный Эженом Делакруа», «Здесь мозаичный паркет, сделанный из редких пород дерева с Антильских островов».

- В биографии Бальзака была и еще одна авантюра - поиски серебряных рудников на Сардинии.

- Бальзак неоднократно бывал в России. Он провел немало времени в имении Верховня в Волынской губернии – оно принадлежало его жене Эвелине Ганской. Это было в 1847-1850 годах. (Переписка Бальзака с Ганской продолжалась более 17 лет, а брак продлился пять месяцев – счастливый муж скончался «на руках» внимательной жены. За годы «эпистолярного романа» пара дважды встречалась: в 1834-ом влюбленные провели полтора месяца в Женеве, в 1835-ом - в Австрии, в 1840-м Эвелина посылала в Париж картину - панораму Верховни). В имении француза удивляло многое: «Не хватает обычных вещей. Зеркала на стенах – и нет обоев». «Мы топим печи соломой». «Здесь замечательная суконная фабрика. Мне шьют из местного сукна шубу с мехом сибирской лисы, чтобы я мог перезимовать. И это сукно – не хуже французского». «У меня роскошные апартаменты: салон, кабинет и спальня. Кабинет из розового искусственного мрамора, с камином, коврами, окна – из цельного стекла».
Ранее, в 1843 году, Бальзак инкогнито прибыл в Петербург, где прожил пару месяцев. По некоторым источникам, в России он также бывал в 1832, и в 1847 годах.

- Причиной смерти Оноре де Бальзака 18 августа 1850 года в Париже часто называют гангрену, развившуюся после того, как он поранил ногу об уголок кровати. Исследователи склоняются к мнению, что Бальзак много лет страдал от заболевания кровеносных сосудов, а ранение ноги лишь ускорила и без того смертельную болезнь При этом часто упоминается, что писатель крайне небрежно относился к своему здоровью – здесь ему припоминают и десятки чашек кофе, и многочасовые бдения за письменным столом, и даже пренебрежение чисткой зубов. И надо отдать должное его недолгой жене Эвелине: она всеми силами пыталась скрасить последние дни жизни писателя, окружив его заботой и любовью.

При подготовке публикации использованы материалы ВОУНБ им. М Горького.


Комментарии:

Чтобы отправить комментарий
Зарегистрируйтесь или Авторизируйтесь
© Волгоградская областная универсальная научная библиотека им. М. Горького
При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт ВОУНБ им. М. Горького (www.vounb.volgograd.ru) обязательна